Как разговаривать с коллекторами? – #Защита прав должников

Что делать если звонит коллектор?

Содержание:

  1. Закон о коллекторской деятельности
  2. Самые частые нарушения закона коллектором при разговоре
  3. Основная цель звонка коллектора
  4. Запугивание и психологическое давление
  5. Угроза обращения в правоохранительные органы
  6. Распространение информации о долге родственникам и близким

Как разговаривать с коллектором? это частый вопрос среди тех, у кого имеется просрочка по кредитам и займам.

Тема коллекторов довольно актуальна и одной статьей все разобрать не получится. В этой статье разберем основную цель звонка и как лучше разговаривать с коллектором. А в конце статьи вы можете скачать короткую памятку – как разговаривать с коллектором в формате .pdf.


1. Закон о коллекторской деятельности – что нужно знать при разговоре с коллектором

В наше время деятельность коллекторов регулируется ФЗ N 230-ФЗ от 03.07.2016. Несоблюдение этого закона может повлечь:

  • вынесение штрафа
  • исключение из СРО, в котором состоит эта коллекторская фирма
  • компенсацию должнику морального вреда
  • уголовную ответственность

Органом, обязанным следить за соблюдением этого закона, является УФССП РФ.

Тем не менее, какая бы ответственность не была, мы часто получаем обращения, связанные со злоупотреблением коллектором своих прав.

2. Самые частые нарушения закона коллектором при разговоре:

Среди обращений людей можно выделить:

  1. Нарушение количества звонков в день / неделю
  2. Угрозы обращением в правоохранительные органы
  3. Разглашение персональных данных
  4. Взаимодействие с людьми, которые не давали согласия на это
  5. Запугивание, угрозы жизни и здоровью

Это самые частые нарушения закона коллекторами. Список можно дополнить, но думаем, что это так или иначе впишется в 5 основных нарушений.

Закон о коллекторах мы разберем в другой статье, а тут разберем какая цель звонка и как лучше разговаривать с коллектором.

3. Разговор с коллектором – основная цель звонка коллектора

Цель звонка коллектора всегда одна: после звонка должник должен заплатить. Как раз из этого и складывается его доход. Ради достижения этой цели коллектор может использовать несколько “рычагов воздействия”:

  • Запугивание и психологическое давление
  • Угроза обращением в правоохранительные органы
  • Распространение информации о долге родственникам и близким

Разберем каждое средство отдельно.

4. Как разговаривать с коллектором при запугивании и психологическом давлении

Сегодняшние коллекторы могут переходить к угрозам, но за этими словами, как правило, ничего не следует. Эти угрозы направлены исключительно для того чтобы напугать.

Наверное, вы читали или слышали о случаях нападения коллекторов. Однако проверив эту информацию обнаруживается, что все все эти новости – фейки. Распространяются они только для сохранения страха.

По сути же уголовных дел с участием коллекторов не так много. А имеющиеся дела – скорее исключения, чем правило.

Поэтому если коллектор понимает что его угрозы не воспринимаются, то он перестанет тратить время.

Кроме того, коллектору грозит уголовная ответственность за угрозы жизни и здоровью. И вряд ли он будет рисковать своей свободой ради небольшого процента от доплаты.

Итог: не нужно бояться коллекторов. Ни один коллектор не будет рисковать свободой ради получения маленькой прибыли.

5. Как разговаривать с коллектором при угрозе обращения в правоохранительные органы

Часто коллекторы при разговоре угрожают обращением в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела. И могут обосновывать это:

  • мошенничеством в сфере кредитования (ст. 159.1 УК РФ)
  • злостным уклонением от уплаты кредита (177 УК РР)

Тем, кто сталкивается с такой ситуацией впервые, это кажется чем-то реальным. Однако при внимательном изучении УК РФ становится ясно, что уголовной ответственности здесь нет.

Для понимания, вот основания привлечения к уголовной ответственности по ст. 159.1 УК РФ:

  • Заемщик скрыл свое реальное материальное положение и брал кредит заведомо зная что не вернет.

Вот основания привлечения к уголовной ответственности по ст. 177 УК РФ:

  • Гражданин злостно уклоняется от уплаты кредита крупного размера (от 1 млн рублей). Злостность проявляется: наличием возможности вернуть кредит, сокрытием имущества и препятствованием ФССП.

Самой распространенной причиной просрочек у граждан является снижение или потеря дохода. При такой объективной причине не смогут привлечь к ответственности. Любой правоохранительный орган на обращение такого характера ответит что это гражданский спор.

Итог: если вы не обманывали банк и для просрочек не было реальных причины, не стоит бояться уголовной ответственности.

6. Как разговаривать с коллектором при распространение информации о долге родственникам и близким

Многие стесняются говорить о долгах и скрывают это от близких. Из-за этого разглашение информации о долге – сильный рычаг воздействия. Чаще всего звонки могут поступать тем, чьи номера были указаны как дополнительные при оформлении кредита (займа).

Чтобы избежать этого, лучше заранее предупредить близких о возникшей ситуации. В этом нет ничего зазорного. Кроме того, заранее сообщая о долге, можно подготовить близких к разговору с коллектором.

По закону, нельзя обрабатывать персональные данные (ПД) лица, не дававшего согласия на это. Звонок коллектора является одним из способов обработки ПД. Из того, что заемщик указывал дополнительный номер телефона третьего лица, не следует что это лицо давало свое согласие на звонки.

Также у нас были обращения, связанные со звонками коллектора на работу должника. В таком случае лучше сразу написать жалобу в правоохранительные органы и УФССП РФ. В жалобе необходимо указать когда, кто и по какому именно долгу совершил незаконное разглашение информации о долге.

При незаконном разглашении данных о долге третьим лицам, имеются основания для привлечения коллектора к ответственности и взыскании компенсации морального вреда.

Итог: если заранее предупредить близких о долге, коллектор лишится рычага воздействия, а вы получите дополнительную поддержку близких.

Твой Знакомый Юрист