Что нельзя подписывать после ДТП, чтобы не оказаться обманутым

Статьи

В этой статье мы разберем, какие документы лучше не подписывать и на что не соглашаться, чтобы избежать ошибок. Опираясь на рекомендации и Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (далее Закон об ОСАГО), раскроем на какие уловки идут страховые компании и что делать, если невыгодные условия уже подписаны.

Статья получилась объемная. Для удобства, можете воспользоваться содержанием:

После ДТП автовладельцы часто находятся в состоянии стресса, а страховые компании и станции технического обслуживания (СТО) пользуются этим, предлагая подписать документы, которые могут привести к заниженным выплатам, установке б/у запчастей, некачественному и затянутому ремонту или необходимости доплачивать из собственного кармана.

Страховщикам выгоднее производить денежную выплату, поскольку она рассчитывается с учетом износа деталей (до 50%), но это невыгодно для автовладельцев, поскольку значительно снижает сумму компенсации по сравнению с ремонтом, где износ не учитывается и используются новые запчасти.

Узнайте, что нельзя подписывать в страховой компании или СТО после ДТП, что выбрать денежную выплату или ремонт и почему предоставление реквизитов может привести к выплате недостаточного количества денег на покрытие ремонта автомобиля.

Надеемся, статья будет вам полезна. 

Что говорит закон

После возникновения ДТП, водитель обязан уведомить страховую компанию. Сделать это необходимо в течение 5 рабочих дней после происшествия, направив уведомление и документы, подтверждающие факт ДТП (извещение о ДТП, справку ГИБДД и полис ОСАГО) (п.7.9 глава. 7 Положение Банка России N 837-П).

Страховая компания обязана рассмотреть заявление и принять решение в течение 20 календарных дней с момента получения всех документов.

Согласно п. 15 и 16 ст. 12 «Закона об ОСАГО», у пострадавшего есть два пути: либо страховая компания оплатит ремонт автомобиля, либо выплатит деньги.

Когда страховая компания должна выплачивать деньги, а не направлять на ремонт

В ряде случаев закон допускает только денежную выплату, без организации ремонта:

  • В аварии был нанесен вред здоровью, водитель получил травмы, стал инвалидом или погиб;
  • Произошла полная гибель автомобиля;
  • Затраты на восстановление превышают страховой лимит в 400 тысяч рублей по ОСАГО; 
  • В пределах 50 километров от места ДТП или места жительства потерпевшего отсутствует автосервис, сотрудничающий со страховой компанией.

Во всех остальных случаях за вами остается право выбирать, что для вас приоритетней: ремонт автомобиля или денежная выплата.

Ремонт или денежная выплата: что выбрать

Закон об ОСАГО отдает приоритет ремонту: для легковых автомобилей ущерб возмещается путем организации и оплаты ремонта на выбранной вами станции техобслуживания (по согласованию с СТО) из списка страховщика. Ниже плюсы и минусы каждого варианта.

Преимущества и недостатки ремонта

Ремонт выгоден, потому что проводится без учета износа (п. 19 ст. 12 Закона об ОСАГО). Страховщик платит за новые запчасти по рыночным ценам на момент ДТП (п. 3.3 Положения ЦБ РФ № 755-П).

Плюсы:

  • Восстановление автомобиля без доплат;
  • Пострадавший получит отремонтированный автомобиль в течении 30 рабочих дней, со дня представления потерпевшим автомобиля на СТО, а если нет- будет ежедневно получать компенсацию в размере 0,5% от размера ущерба (п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО);
  • Действует гарантия 6 месяцев на восстановительные работы и 1 год на кузовные работы и окраску;
  • При проведении ремонта используются только новые детали, за исключением случаев, когда автовладелец сам соглашается на установку б/у запчастей;
  • Если поврежденный автомобиль с большим пробегом, выгоднее выбирать ремонт, так как при денежной выплате сумма будет уменьшена с учетом износа (п. 3.4 гл. 3 Положения Банка России № 755-П), а при ремонте износ не учитывается.

 Минусы:

  • Риск некачественного ремонта;
  • Могут задержать сроки ремонта.

Преимущества и недостатки денежной выплаты

Денежные средства можно получить, если: произошла полная гибель авто, нет СТО в доступе или вы отказались от ремонта и выбрали возмещение вреда в форме страховой выплаты.

Плюсы:

  • Вы можете отремонтировать автомобиль, где и когда хотите;
  • Быстрее, чем ремонт: 20 календарных дней на выплату, за исключением нерабочих праздничных дней (п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО).

Минусы:

  • Учет износа (до 50%), что снижает сумму выплаты. Чем старше автомобиль, тем выше процент износа;
  • Расчет по справочникам РСА, которые не всегда соответствуют рыночной стоимости запчастей. Цены на запчасти могут увеличиваться, и есть риск, что расчет произведут по устаревшим данным, хотя фактическая стоимость запчастей выше, что приводит к тому, что ОСАГО не покрывает все расходы;
  • Нет гарантии, как у ремонта.

Что же выбрать? Ремонт предпочтительнее для новых авто – он ближе к реальному восстановлению без износа. Если машина б/у или вы не доверяете СТО страховщика, требуйте деньги – но только после независимой экспертизы. 

Если вы столкнулись с тем, что страховая компания насчитала несправедливую сумму страховой выплаты или СТО нарушает сроки ремонта, рекомендуем получить нашу консультацию . Мы бесплатно оценим вашу ситуацию, дадим рекомендации как действовать чтобы получить достойное страховое возмещение. А если понадобится помощь – возьмем дело под свою ответственность, без предоплаты🔥

 
Мы работаем для вас!
Более 1000 довольных клиентов

Основные риски при невнимательном подписании документов после ДТП

Страховые компании заинтересованы в уменьшении компенсации, поэтому они могут предлагать документы с заниженной оценкой ущерба или условиями, которые ограничивают ваши права. Аналогичная ситуация с СТО: предлагаемые документы могут содержать условия об использовании б/у запчастей или продлении сроков ремонта более чем на 30 дней. 

Спешка может стоить вам десятков тысяч рублей. К примеру, если вы подпишете соглашение о выплате в 200 тыс. рублей, а реальный ремонт обойдется в 400 тыс., придется доплачивать недостающую сумму самостоятельно и в этом не будет нарушения закона. 

Прежде всего, всегда тщательно читайте документы, в них могут скрываться условия, лишающие вас права на полную компенсацию.

Что не стоит подписывать после ДТП

Страховая компания может предложить подписать различные документы под предлогом “быстрого урегулирования”.

Ключевые документы, от подписи которых лучше воздержаться:

  • Соглашение об урегулировании убытка или о сумме выплаты на ваши реквизиты.
    Этот документ фиксирует предложенную страховщиком сумму компенсации и подразумевает, что вы согласны с ней и больше не имеете претензий. Выплату часто рассчитывают с учетом износа по единой методике Банка России, что приводит к меньшей сумме – и это полностью в рамках закона, но несправедливо для вас.
  • Согласие на выплату без экспертизы.
    Суть заключается в том, что вы без проведения экспертизы соглашаетесь на определенную сумму, что даёт законное право страховой компании не определять реальный размер ущерба.
  • Договор цессии (уступки права требования).
    Этот документ передает ваши права на возмещение третьему лицу (например, СТО). В результате вы теряете возможность самостоятельно требовать у страховой компании неустойку за задержку выплаты или качество ремонта. То есть претензии к страховщику теперь может предъявлять только новый правообладатель, а вы лишаетесь преимуществ, предусмотренных Законом об ОСАГО.

Если вы отказываетесь от подписи, страховая компания все равно обязана рассмотреть ваше заявление в течение 20 дней (ст. 12 Закона об ОСАГО).

Есть претензия к страховой компании по ОСАГО? Мы вам поможем!

🔥 Ответьте на несколько простых вопросов — и мы сделаем возврат денег ещё быстрее. Это бесплатно!

Что не стоит подписывать в СТО после направления на ремонт

Если направление на ремонт выдано, значит ремонтные работы уже согласованы с СТО. Как в этом случае может обмануть страховая компания? На станции техобслуживания, особенно если она рекомендована страховщиком, внимательно изучите документы, часто в них содержатся невыгодные условия для клиента. Вот чего стоит избегать:

  • Информационный акт.
    В нем могут быть пункты о согласии на б/у запчасти или продление сроков ремонта. Можете внести исправления, например: “Не согласен на использование б/у запчастей и на ремонт более 30 рабочих дней”. 
  • Документ с оценкой ущерба, если вы не уверены в ее справедливости.
    Страховщики часто предлагают акт с заниженными показателями, чтобы минимизировать выплату. Не подписывайте, если оценка сделана без независимой экспертизы. Если документ будет подписан, а ремонт выйдет дороже – доплачивать придется из своего кармана. 
  • Пустой или частично заполненный акт осмотра транспортного средства.
    В него могут вписать повреждения, не связанные с ДТП, или исключить реальные. 
  • Заказ-наряд без фиксации всех повреждений.
    Проверьте чтобы были указаны все видимые и скрытые дефекты, иначе могут отказать в покрытии неучтенных работ. 
  • Акт выполненных работ при получении авто, если есть недостатки.
    Подписывайте только после осмотра и фиксации всех проблем. Если не укажете дефекты, считается, что ремонт выполнен качественно и в полном объёме, и доказать обратное будет сложно.
Тщательная проверка документов – лучший способ обезопасить себя и выбрать наиболее выгодные условия.

Нужен ремонт, а не выплата – не давайте реквизиты счета

Многие водители удивляются: указал банковские реквизиты – и через несколько недель деньги на счете, но без направления на СТО и организации ремонта. Это не случайность, а следствие правил.

Выплата вместо ремонта – финансовая выгода страховой компании. Страховые компании часто идут на хитрости, выплачивая денежное возмещение, они экономят на организации ремонта. При направлении на ремонт страховая обязана обеспечить восстановление автомобиля новыми запчастями без учета износа, что зачастую дороже. Компенсируя же деньгами, компания ограничивается суммой, рассчитанной по методике Банка России с учетом износа деталей. Именно поэтому там, где у клиента есть право выбора, компания будет склонять его к денежной выплате.

А если вы не настаиваете на ремонте (или отказываетесь письменно), страховщик вправе выбрать форму возмещения – и часто выбирает выплату, чтобы сэкономить. Обязанность организовать СТО возникает только при вашем требовании о ремонте в заявлении (Закон об  ОСАГО).

Предоставление банковских реквизитов фактически приравнивается к согласию на получение выплаты, и оспорить это в суде крайне сложно.

Если вам нужен ремонт, не стоит предоставлять страховой компании свои реквизиты. Требуйте направления на ремонт: с новыми запчастями и без учета износа. 

Общая стоимость ремонта часто дороже, чем страховая выплата. Если страховая компания настаивает на выплате денег, это сигнал – возможно, они хотят сэкономить.

Вы обязаны предоставить только базовый пакет документов для заявления о страховом случае:

  • паспорт;
  • водительские права;
  • оригинал страхового полиса или распечатанный экземпляр электронного ОСАГО;
  • Протокол осмотра места происшествия – если ДТП оформлялось ГИБДД или извещение о ДТП (европротокол) – при самостоятельном оформлении.

В этом перечне нет реквизитов, все остальное – на ваше усмотрение. 

Если документ вызывает сомнения, сфотографируйте его, попросите копию и проконсультируйтесь с юристом, который специализируется в подобных делах.

Рассчитывали на ремонт, а страховая выплатила
деньги без вашего согласия?

Вернем полную сумму без износа!

🤝 Под ключ
🔥 Без предоплаты

Что делать, если вы уже подписали невыгодный документ

Если вы подписали невыгодный документ, не все потеряно. Все зависит от формы соглашения и конкретного его содержания. Ситуация осложняется, но есть шаги, которые можно предпринять для минимизации последствий:

  1. Соберите доказательства: сохраните переписку, записи разговоров, видео или другие доказательства, подтверждающие, что вы не хотели соглашаться на предложенные условия или были введены в заблуждение. Например, если вы предоставили реквизиты, но хотели ремонт.
  2. Обратитесь к юристу: Он тщательно изучит ваш документ, оценит ситуацию и предпримет необходимые шаги для ее исправления. Это поможет вам сэкономить время, нервы и деньги.
  3. Обратитесь в суд: Подайте иск для расторжения соглашения, ссылаясь на нарушение ваших прав (ст. 12 Закона об ОСАГО). Вы можете оспорить документ, если вас ввели в заблуждение (ст. 178 ГК РФ), принудили к подписанию (ст. 179 ГК РФ) или условия противоречат закону.

Рекомендации по защите своих прав

  • Помните, что страховым компаниям выгодно выплачивать, а не направлять на ремонт.
  • Не давайте реквизиты счета страховой компании, если предпочитаете ремонт – требуйте направления в СТО.
  • Фиксируйте все взаимодействия: фотографируйте документы, сохроняйте переписку, снимайте на видео.
  • Консультируйтесь с юристами: они помогут оценить риски во многих случаях.
  • Проводите независимую экспертизу, если не согласны с расчетом страховой компании – это поможет выявить реальную стоимость ремонта.

Соблюдение этих советов, основанных на Законе об ОСАГО, поможет избежать обмана и получить полное возмещение. 

Ваша подпись подтверждает согласие с условиями документа, поэтому будьте внимательны, чтобы избежать ошибок. Тщательно читайте документы перед подписанием, уточняйте все непонятные пункты, при необходимости консультируйтесь с юристом и сохраняйте копии всех подписанных бумаг.

Подробнее о нас на видео

Более 1000 довольных клиентов по всей стране

Расскажите о своей ситуации и мы поможем разобраться

🤝 Полностью “под ключ”
🔥 Без предоплат

Наше местоположение

Аделя Галиева
Знакомый Юрист