В этой статье разберем, как правильно оформить ДТП, обратиться в страховую компанию, а также, что выбрать между восстановительным ремонтом и денежной выплатой. Пошаговые рекомендации помогут зафиксировать обстоятельства аварии, подготовить необходимые документы и принять оптимальное решение по возмещению ущерба.
Для удобства можете воспользоваться содержанием:
- Как оформить ДТП
- Как правильно обратиться в страховую компанию
- Что выбрать: ремонт или денежную выплату
Как оформить ДТП
Порядок оформления ДТП зависит от обстоятельств аварии и наличия разногласий между участниками.
Оформление без ГИБДД (по европротоколу) возможно, если одновременно соблюдены все условия:
- В ДТП участвовало только два транспортных средства;
- У обоих водителей есть действующие полисы ОСАГО;
- Вред жизни и здоровью отсутствует;
- Участники пришли к согласию по обстоятельствам ДТП и характеру повреждений.
Вызвать ГИБДД можно по единому номеру 112. При обращении сообщите:
- Адрес происшествия;
- Обстоятельства ДТП;
- Свои данные.
Обратите внимание: в каждом регионе есть собственные номера подразделений ГИБДД.
Если ДТП оформляют сотрудники ГИБДД, сфотографируйте все документы, которые вам выдадут.
Не оставайтесь в стороне при оформлении аварии — активно участвуйте в заполнении документов и схемы ДТП, особенно если между участниками существует спор о виновности
Этот лимит также применяется, если участники зафиксировали повреждения на фото или видео и не имели разногласий. При наличии разногласий между участниками ДТП размер страхового возмещения по европротоколу ограничен суммой 200 000 рублей.
Независимо от способа оформления зафиксируйте обстоятельства ДТП. Сделайте фото- и видеосъёмку повреждений автомобиля, его расположение на дороге, дорожной разметки, знаков и следов торможения. Желательно, чтобы на материалах были видны дата и время.
Автомобиль сфотографируйте общим планом (2–4 снимка) минимум с двух углов так, чтобы были видны повреждения и регистрационный номер. По каждому повреждению рекомендуется сделать один общий и один детальный снимок.
Также запишите данные других участников ДТП: ФИО, контактные телефоны, номера автомобиля и сведения о полисах ОСАГО. При наличии свидетелей зафиксируйте их контакты. Если в автомобиле установлен видеорегистратор, сохраните запись. Никогда не передавайте видеорегистратор в руки другим лицам, если у вас нет копии необходимой видеозаписи и она хранится в памяти устройства в единственном экземпляре.
Перед тем как обратиться в страховую компанию, свяжитесь с нами. Мы поможем избежать ошибок, которые совершает большинство автовладельцев. Наши рекомендации сэкономят вам и время, и деньги.
Как правильно обратиться в страховую компанию
Заявить о страховом случае желательно в течение 5 рабочих дней с момента ДТП.
Сделать это можно любым удобным способом:
- Почтой России (самый надежный способ, почтовую квитанцию не теряйте);
- Лично в офисе страховой компании.
- Через мобильное приложение страховой компании (Однако, его функционал может просто не иметь возможности подать обращение без предоставления реквизитов);
При любом способе обращения убедитесь, что у вас имеется доказательство его подачи. При личном обращении это отметка о получении на копии заявления, при направлении по почте — почтовый чек, а при обращении через личный кабинет — как минимум присвоенный регистрационный номер, который необходимо зафиксировать с помощью скриншота.
Документы для обращения
Необходимо подать заявление о страховом возмещении, указав форму возмещения, и приложить комплект документов:
- Паспорт;
- Извещение о ДТП;
- Документы ГИБДД (если ДТП оформлялось с их участием);
- Полис ОСАГО (п.7.9 глава. 7 Положение Банка России N 837-П).
Рассмотрение заявления
После получения заявления страховая компания обязана:
- В течение 5 рабочих дней организовать осмотр автомобиля (п. 11 ст. 12 Закона об ОСАГО);
- В течение 20 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных) выдать направление на восстановительный ремонт или произвести страховую выплату (п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО).
Что выбрать: ремонт или денежную выплату
В соответствии п. 15 и 16 ст. 12 Закона об ОСАГО, у пострадавшего есть два пути: либо страховая компания организует и оплатит ремонт автомобиля, либо выплатит деньги. Закон об ОСАГО отдает приоритет ремонту: для легковых автомобилей ущерб возмещается путем организации и оплаты ремонта на выбранной вами станции техобслуживания (по согласованию с СТО) из списка страховщика.
Плюсы восстановительного ремонта:
- Стоимость запасных частей рассчитывается без учёта износа;
- Используются новые запчасти (если автовладелец не согласился на б/у);
- Предоставляется гарантия на выполненные работы;
- При нарушении сроков ремонта предусмотрена ответственность страховщика;
- Ремонт производится без доплат, если сумма ущерба не превышает 400 тыс. руб.
При денежной выплате учитывается износ деталей автомобиля (до 50 %), что снижает размер компенсации. Расчёт производится по ценам, указанным в справочниках РСА, которые не всегда соответствуют рыночной стоимости запчастей. В результате полученной суммы может не хватить на ремонт. В отдельной статье подробно разобрали, Что выбрать: денежную выплату или ремонт по ОСАГО?
Правильные действия после ДТП напрямую влияют на возможность получить справедливое страховое возмещение или ремонт автомобиля. Соблюдение правил оформления аварии, своевременное обращение в страховую компанию и взвешенный выбор между восстановительным ремонтом и денежной выплатой помогут избежать ошибок, спорных ситуаций, и добиться справедливой денежной компенсации.


