Как оспорить штраф от каршеринга Делимобиль
В этой статье разберем, что делать если пришел штраф от каршеринга Делимобиль, можно ли его оспорить и куда для этого обращаться. Статья разделена на разделы, можете сразу перейти к нужному.
Содержание:
- О каршеринге Делимобиль
- Можно ли не платить штраф от каршеринга Делимобиль
- Что делать если пришел штраф от каршеринга Делимобиль
- Как уменьшить начисленный каршерингом Делимобиль штраф
- Что делать если каршеринг Делимобиль списал штраф с карты
- Судебная практика по снижению штрафа каршеринга
О каршеринге Делимобиль
Делимобиль, он же – ПАО «Каршеринг Руссия» (ОГРН 1237700701534, ИНН 9718236471) – лидер рынка каршеринга в России по числу активных пользователей и автопарку (согласно статье самого Делимобиль).
Делимобиль предоставляет услуги краткосрочной аренды автомобилей. Однако, как и в случае с любым другим видом транспорта, пользователи могут столкнуться с штрафами за нарушение тех или иных правил сервиса.
Как и другие каршеринговые компании, у компании имеются системы штрафов для обеспечения безопасности и соблюдения правил пользования сервисом, но иногда эти штрафы могут негативно сказаться на добросовестных пользователях. Подобные штрафы могут стать неожиданным и неприятным сюрпризом, но их возможно уменьшить или вовсе оспорить, если действовать правильно и своевременно.
Можно ли не платить штраф от каршеринга Делимобиль
По умолчанию все штрафы с каршерингом Делимобиль, считаются законными, так как стороны свободны заключать договоры с любыми не противоречащим закону условиями (ст. 421 ГК РФ). Исключением являются случаи, когда нарушение условий договора с Делимобиль не доказано.
Договор с Делимобилем заключается посредством присоединения. Это значит, что содержание договора определяется Делимобилем, и пользователь просто присоединяется к имеющимся условиям и соглашается с ними, в том числе и с условиями о штрафах, указанных в “Положении о штрафах” (Приложение № 3 к Договору Аренды ТС).
Однако, согласно ст. 428 ГК РФ, клиенту предоставляется право требовать расторжения или изменения условий договора, если эти условия лишают его прав, обычно предоставляемых по таким договорам, ограничивают ответственность каршеринга или содержат обременительные для клиента условия.
По условиям договора, штрафы могут списываться с привязанной банковской карты без дополнительного согласия, поэтому вопрос “можно ли не платить штраф от каршеринга Делимобиль” фактически сводится к вопросу о том, как уменьшить или оспорить штраф при несогласии с ним.
В случае, если вы не согласны со штрафом от Делимобиль, нужно в установленные договором сроки принять меры. Бездействие, как правило, неэффективно, поскольку, согласно договору, бремя доказывания необоснованности штрафа возложена на клиента. То есть клиент самостоятельно должен собрать и предоставить Делимобилю доказательства необоснованности начисленного штрафа.
Что делать если пришел штраф от каршеринга Делимобиль
Для начала необходимо выяснить основание начисления штрафа. Для этого можно связаться с поддержкой Делимобиль. После того, как выяснили причину начисления штрафа, дальнейшие действия зависят от того, согласны вы с этой причиной или нет.
- Если не согласны с самим фактом нарушения условий договора, то необходимо обратиться к Делимобиль для оспаривания.
- Если согласны с фактом нарушения, но считаете размер штрафа несоразмерным, можно его уменьшить согласно ст. 333 ГК РФ.
Для оспаривания самого факта нарушений договора с Делимобиль, необходимо собрать доказательства, и отправить их почтой России в форме претензии по их адресу, почтой России. В претензии необходимо обосновать свою позицию и приложить доказательства, на которых основаны ваши требования.
Отправка почтой России необходима потому, что в дальнейшем, если ваши требования не будут удовлетворены, вы смогли без потери времени сразу обратиться в суд, так как досудебный порядок урегулирования спора будет считаться исполненным.
Кроме того, достаточно проблематично доказать отправку того или иного документа каршерингу, когда их отправка происходит в приложении.
Дальнейшие действий необходимо совершать исходя из того, какую позицию займет каршеринг.
О том, как снизить начисленный каршерингом штраф, написано ниже.
Как уменьшить начисленный каршерингом Делимобиль штраф
Снизить размер начисленного каршерингом штрафа можно в судебном порядке согласно ст. 333 ГК РФ. Для этого нужно подать исковое заявление в суд.
В суд можно обратиться:
- по месту своего нахождения,
- по месту нахождения Делимобиль,
- по месту заключения договора согласно закону “О защите прав потребителей”.
О том, как подготовить исковое заявление мы написали в этой статье.
Основанием для снижения штрафа является положение ст. 333 ГК РФ, согласно которому, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Попросить применить ст. 333 ГК РФ можно как до, так и после списания штрафа.
Согласно п. 69 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 22.06.2021) “О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств”, подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Согласно абз. 3 п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 22.06.2021) “О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств”, установив основания для уменьшения размера неустойки, суд снижает сумму неустойки.
Также, важным доводом является то, что размер начисленного каршерингом штрафа значительно превышает стоимость услуги. К примеру, стоимость аренды автомобиля составлял 100 руб., а штраф начислен в размере 100 000 руб. Соответственно, штрафные санкции в 1000 раз превышают стоимость услуги. Такого рода несоразмерность и может являться основанием для снижения начисленного от каршеринга штрафа.
Дополнительным основанием для снижения штрафа является отсутствие ущерба, когда у стороны, получающей выплату в виде штрафа, минимальные убытки или их нет. По закону, штрафы направлены не на извлечение выгоды, в противном случае, штраф превращается в сверхприбыль, нарушая принцип восстановления нарушенных прав.
Что делать если каршеринг Делимобиль списал штраф с карты
Первым делом нужно узнать причину наложения штрафа. Если причина вам не ясна, свяжитесь с поддержкой Делимобиль и запросите доказательства (фото / видео материалы, подтверждающие нарушение условий договора с вашей стороны). Дальнейшие действия зависят от конкретной причины штрафа, фактов нарушения правил сервиса и наличия доказательств вашей вины.
Общий порядок действий будет следующим:
- собираются доказательства необоснованности начисленного штрафа;
- составляется претензия и отправляется по адресу каршеринга вместе со всеми доказательствами;
- если требования в претензии не удовлетворяются, подается исковое заявление в суд.
- в судебном порядке доказывается необоснованность начисления и списания штрафа.
Согласно п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 20.10.2010 N 141 “О некоторых вопросах применения положений статьи 319 Гражданского кодекса Российской Федерации”, тот факт, что обязательство должника по уплате неустойки было исполнено посредством безакцептного списания денежных средств с его расчётного счета, сам по себе не означает, что должник не может потребовать возврата излишне уплаченной неустойки.
Таким образом, задачей обращения в суд будет доказывание несоразмерности или необоснованности наложения штрафа.
Судебная практика по снижению штрафа каршеринга
Судебная практика выделяет критерии для определения соразмерности штрафа:
- Длительность просрочки,
- Поведение самого кредитора,
- Соотношение сумм неустойки и основного долга,
- Соотношение неустойки и ключевой ставки Банка России,
- Имущественное положение должника,
- Иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Решение о снижении штрафа зависит от судьи и обстоятельств дела. Соразмерность штрафа — оценочная категория, и суд решает этот вопрос, исходя из конкретных обстоятельств. Поэтому судебная практика может быть противоречивой: в одних случаях штрафы уменьшаются, в других — остаются без изменений.
Перспектива снижения или отмены штрафа зависит от конкретного основания и обстоятельств дела.
Важно: Управление Роспотребнадзора не занимается взысканием средств, а является уполномоченным органом обязанным следить за соблюдением законодательства о защите прав потребителей (не только, разумеется). Поэтому цель обращения в этот орган — получить постановление о привлечение к административной ответственности.